Проснись, немытая Россия –Страна рабов, страна господ,Страна чиновного засильяИ ты, послушный им народ.(из М. Ю. Лермонтова, апрель 1841 год….) Чтобы хоть как то противостоять чиновному произволу, нужно обладать хотя бы минимальными юридическими знаниями. Чему и посвящена предлагаемая Вам книга. Условия получения переработанного и дополненного варианта книгиВ. Маркуц "Коммунальное право"Вы можете ЗДЕСЬ_Kommunalnoe_pravo.docx<!-- Yandex.Metrika --> <!-- Yandex.Metrika --> <div class="yandexform" onclick="return {type: 0, logo: 'rb', arrow: true, webopt: false, websearch: false, bg: '#FFCC00', fg: '#000000', fontsize: 12, suggest: true, site_suggest: true, encoding: ''}"><form action="//yandex.ru/sitesearch" method="get"><input type="hidden" name="searchid" value="152906"/><input name="text"/><input type="submit" value="Найти"/></form></div><script type="text/javascript" src="//site.yandex.net/load/form/1/form.js" charset="utf-8"></script> |
ПРАВОСУДИЕ ПО–ТЮМЕНСКИ5.7 Статьи на тему жилищно-коммунальных отношенийКонец недопоставкам(Новое в Правилах предоставления коммунальных услуг) В речевом обороте чиновников разного уровня иерархии и власти, а также журналистов печатных и электронных средств массовой информации постоянно приходится слышать фразы и утверждения не только не соответствующие правовым юридическим нормам, но и нормам русского языка. Наиболее устойчиво - часто повторяющееся выражение ″недопоставка услуг″ или ″идёт недопоставка″, когда правильнее было бы написать или сказать ″услуги ненадлежащего качества″. Смысловое значение такого фразеологизма имеет сугубо экономический характер: мы вам недопоставляем, вы нам недоплачиваете. Похоже, что с утверждением новых Правил предоставления коммунальных услуг гражданам Российской Федерации такое нелепое словосочетание и чиновникам и журналистам придётся исключить из речевого и письменного оборота. В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации Постановлением N307 от 23 мая 2006 г. утвердило новые Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Тем же Постановлением отменено ранее действовавшее Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1099 "Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг и Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов". Каковы особенности новых Правил предоставления коммунальных услуг. Новые правила содержат 15 глав, 114 пунктов и два обязательных приложения. В ранее действовавших Правилах предоставления коммунальных услуг Приложение было рекомендуемым, что давало повод местным чиновникам устанавливать свои, более худшие для населения параметры коммунальных услуг, а к тому же ещё и обязывало население оплачивать такие услуги. Примером тому является Постановление Главы г. Тюмени N 52 от 10 июня 2005 года. Теперь этому положен конец. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 имеет прямое действие на территории страны. Управляющие организации, ТСЖ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны руководствоваться непосредственно утверждёнными правилами. Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает принятия в развитие Правил дополнительных правовых актов регионального или муниципального уровня. В новых Правилах недвусмысленно определено, что ″разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации″. В первой главе приведены основные определения: "коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях; "исполнитель" – юридическое лицо, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы; "потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; "управляющая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом; "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов; "уполномоченные органы" - органы местного самоуправления, органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг; "норматив потребления коммунальных услуг" - месячный объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, а также в иных случаях, указанных в настоящих Правилах; "жилое помещение" - изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната; "внутридомовые инженерные системы" - инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме; "коллективный (общедомовой) прибор учета" - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом; "общий (квартирный) прибор учета" - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов в коммунальной квартире; "индивидуальный прибор учета" - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме; "распределитель" - средство измерения, используемое для определения приходящейся на жилое или нежилое помещение, в котором установлен распределитель, относительной доли в общедомовой плате за тепловую энергию, количество которой определено с использованием показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии; "коммунальные услуги надлежащего качества" - коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг. Примечательно, что наличие договора, заключаемого исполнителем с потребителями коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, присутствует во многих статьях настоящих Правил. Это весьма важное обстоятельство, ибо оплата коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов, это встречное исполнение обязательств потребителя перед исполнителем - обязательства возникают из договора (пп.1 п.1 ст.8 ГК РФ, ст.307 ГК РФ). Договор является правомерной сделкой, порождающей обязательство – ст.420 ГК РФ. Любые платежи производятся только на основе договора. Существует более краткая юридическая формула: нет договора – нет оплаты. Договор, к тому же, является эффективным средством защиты от посягательств разного рода мошенников, во множестве расплодившихся на широких пределах России. Потребительские свойства и федеральные стандарты качества коммунальных услуг, а также условия снижения размера ежемесячной платы, если суммарное время перерывов в предоставлении коммунальных услуг за расчетный период превышает допустимые значения, либо при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества определены в Приложении №1 настоящих Правил и Государственных стандартах Российской Федерации: Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" (принят постановлением Госстандарта РФ от 19 июня 2000 г. N 158-ст); СНиП – ll – 34 - 76: Горячее водоснабжение - М., 1976 г., п. 3.8; СНиП 2.04. – 01 – 85*: Внутренний водопровод и канализация зданий. – М., 1977 г., п. 2.2; СНиП 2.08.01 – 89*: Жилые здания, М., 1995 г. Холодное водоснабжение: Бесперебойное круглосуточное водоснабжение в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали 24 часа. За каждый час превышения (суммарно за расчетный период) допустимой продолжительности перерыва подачи воды размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета или исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, с учетом положений пункта 61 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Водоотведение: Бесперебойное круглосуточное водоотведение в течение года. Допустимая продолжительность перерыва водоотведения не более 8 часов (суммарно) в течение одного месяца; 4 часа единовременно (в том числе при аварии). За каждый час, превышающий (суммарно за расчетный период) допустимую продолжительность перерыва водоотведения, размер платы снижается на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета или исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, с учетом положений пункта 61 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Обеспечение температуры воздуха в жилых помещениях: Бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода. Отклонение температуры воздуха в жилом помещении не допускается. Обеспечение температуры воздуха в жилых помещениях не ниже +180C (в угловых комнатах +200C), в ванной 25°C, а в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -310C и ниже +20 (+22)0C; в других помещениях в соответствии с ГОСТом Р 51617-2000. В скобках приведены значения температуры воздуха в угловых помещениях квартир. Допустимая продолжительность перерыва отопления: не более 24 часов (суммарно) в течение одного месяца; не более 16 часов единовременно при температуре воздуха в жилых помещениях от 120C до нормативной; не более 8 часов единовременно при температуре воздуха в жилых помещениях от 100C до120C; не более 4 часов единовременно при температуре воздуха в жилых помещениях от 80C до 100C. Допустимое снижение температуры в жилых домах в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) не более 3°C. Превышение нормативных значений температуры отапливаемых помещений не более 4°C. За каждый час, превышающий (суммарно за расчетный период) допустимую продолжительность перерыва отопления, размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета или исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, с учетом положений пункта 61 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам: ″При перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при проведении 1 раз в год профилактических работ плата за коммунальные услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета снижается на размер стоимости непредоставленных коммунальных услуг″. За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении (суммарно за расчётный период) размер ежемесячной платы снижается: на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета за каждый градус отклонения температуры; на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из нормативов потребления (при отсутствии приборов учета), за каждый градус отклонения температуры. Допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) не более 30C. Допустимое превышение нормативной температуры не более 40C. Обеспечение температуры горячей воды в точке разбора у потребителей: не менее 500C - для закрытых систем централизованного теплоснабжения; не более 750C - для любых систем теплоснабжения. Бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение одного месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа; для проведения 1 раз в год профилактических работ в соответствии с пунктом 10 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. За каждый час, превышающий (суммарно за расчетный период) допустимый период перерыва подачи воды, размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета или исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, с учетом положений пункта 61 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке разбора: в ночное время (с 23.00 до 6.00 часов) не более чем на 50C; в дневное время (с 6.00 до 23.00 часов) не более чем на 30C. За каждые 30C снижения температуры свыше допустимых отклонений размер платы снижается на 0,1 процента за каждый час превышения (суммарно за расчетный период) допустимой продолжительности нарушения; при снижении температуры горячей воды ниже 400C оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду. Давление в системах холодного и горячего водоснабжения у сантехнических приборов должно быть не более 0.45 МПа (4.5 кг/см2) и не менее чем 0.03 МПа (0.3 кг/см2). Отклонение давления не допускается. За каждый час (суммарно за расчетный период) периода подачи воды: при давлении, отличающемся от установленного до 25 процентов, размер ежемесячной платы снижается на 0,1 процента; при давлении, отличающемся от установленного более чем на 25 процентов, плата не вносится за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета). Минимальное давление, то есть свободный напор, должен быть не менее 2-х метров или 0.02 МПа (0.2 кг/см2) – Приложение 2 СНиП 2.04 – 01 – 85*. В качестве первичного устройства внутриквартирного пожаротушения на ранней стадии предусматривается присоединение шланга к водопроводным кранам. Шланг должен обеспечить возможность подачи воды в любую точку квартиры с учётом длины струи 3м – п.3.1а)* СНиП 2.08.01 – 89*: Жилые здания, М., 1995 г. Чтобы обеспечить длину струи воды 3м, давление в кране должно быть не менее 0.2 кг/см2. При проектировании систем централизованного горячего водоснабжения необходимо предусматривать циркуляцию горячей воды в водоразборных (подающих) трубопроводах - п.2.8 СНиП – II – 34 – 76: Горячее водоснабжение М., 1976г. Только в этом случае холодная вода, поступающая по трубам Водоканала, многократно циркулируя вокруг теплоносителя, прогреется до минимально допустимой федеральными стандартами, а именно, 500С, даже если температура этого теплоносителя будет минимально допустимой – 700С. Наименьшая температура воды в подающем трубопроводе, необходимая для подогрева воды должна быть не менее 700С - п.4.6 СНиП 2.04.07 – 86 М.1996 г. Тепловые сети. Указанная норма, предписанная СНиП′ом, отмечает, что 700С это наименьшая температура теплоносителя, необходимая для подогрева воды, способная обеспечить минимальный федеральный стандарт качества горячей воды 500С. И эти 700С должны быть именно у потребителя в его доме, а не на выходе ТЭЦ, как это считают коммунальные чиновники. Перепад давления на вводе двухтрубных водяных тепловых сетей в зданиях должен быть не менее 0.15 МПа (1.5 кг/см2) - п.5.24 СНиП 2.04.07 – 86. В Правилах не дано понятия услуги ненадлежащего качества. А это весьма значительное упущение, так как в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом о защите прав потребителей товары и услуги ненадлежащего качества оплате не подлежат. Поэтому приводим его общепринятое во многих правовых актах определение. Услуга ненадлежащего качества – услуга, не отвечающая требованиям федеральных стандартов качества, потребительские свойства и режим предоставления не соответствуют установленным нормативам. Непригодным для обычного использования считается товар, если у него отсутствуют определённые качества и это препятствует его фактическому использованию, ведёт к отрицательному результату, либо увеличивает расходы и издержки потребителя (Венская конвенция о международной купле-продаже товаров). Для покупателя, которому продан товар ненадлежащего качества, и продавца, продавшего данный товар, в соответствии со ст.475 ГК РФ и ст.18 Закона о защите прав потребителей наступают определённые этими нормами правовые последствия. Исходной позицией, предопределяющей правовые последствия передачи покупателю товара ненадлежащего качества, считается понятие ненадлежащего качества товара. Под таковым понимается несоответствие качества товара требованиям, установленным в ст. 469 ГК РФ. Такое несоответствие выражается в недостатках, устранение которых не требует несоразмерных расходов или значительных затрат времени, либо в существенных недостатках, при наличии которых возможность использования товара по назначению становится чрезмерно затруднительной или вообще отсутствует. Соответственно этому предусматривается два варианта последствий передачи товара ненадлежащего качества. В первом случае, когда товар может использоваться по прямому назначению без устранения недостатков, покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе потребовать соразмерного уменьшения покупной цены. Такое требование в новых Правилах реализовано следующим образом (Приложение №1): За каждый час, превышающий (суммарно за расчетный период) допустимую продолжительность перерыва отопления, (подачи горячей или холодной воды) размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента размера платы. Соответственно этому коэффициент снижения платы Ксн определится как: Ксн = 0.0015(∑τ – 8) ……………………………………………….1 Коэффициент оплаты Коп = 1 - Ксн …………………………2, где ∑τ – продолжительность перерыва предоставления коммунальной услуги (суммарное время в часах) за расчётный период (месяц). Если коэффициент оплаты Коп равен нулю, соответствующая коммунальная услуга не оплачивается. Из вышеприведённых формул следует, что коммунальная услуга не оплачивается, если в течение месяца суммарная продолжительность перерыва её предоставления составила 675 часов или 28 суток. Если в течение месяца два или даже три дня услуга и была предоставлена, она всё равно оплате не подлежит. Напомним, что самый короткий месяц в году - февраль имеет28 дней. За каждые 30C снижения температуры горячей воды в точке разбора свыше допустимых отклонений размер платы снижается на 0,1 процента за каждый час превышения (суммарно за расчетный период) допустимой продолжительности нарушения. Соответственно этому коэффициент снижения платы Ксн определится как: Ксн= 0.001 i (∑τ – 8) ………………………………………3, а коэффициент оплаты: Коп = 1 - Ксн ……………………….4, где ∑τ – продолжительность перерыва предоставления коммунальной услуги (суммарное время в часах) за расчётный период (месяц), i - индекс снижения температуры горячей воды на 30С от норматива (500С). При снижении температуры воды от 500С до 480С оплата потреблённой горячей воды производится в полном объёме. При снижении температуры воды от 470С до 450С индекс равен 1, при снижении температуры воды от 440С до 420С он равен 2, при снижении температуры воды до 410С он равен 3. При снижении температуры горячей воды ниже 400C оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду, то есть оплата нагрева воды не производится. Допустимая продолжительность отклонений температуры горячей воды в точке разбора от норматива составляет не более 8 часов в месяц. Положим, что число дней в месяце равно 30 или 720 часов. Если в точке разбора в течение месяца горячая вода была в пределах 45 - 470С, тогда индекс снижения температуры горячей воды равен 1 и коэффициент снижения платы Ксн составит 0.712 или коэффициент оплаты Коп 0.288 от тарифа. При снижении температуры воды от 440С до 420С коэффициент снижения платы Ксн удваивается, при снижении температуры воды до 410С утраивается. Ответственно этому можно определить продолжительность перерыва предоставления коммунальной услуги (суммарное время в часах) за расчётный период, когда коэффициент оплаты Коп равен нулю, то есть оплата услуги не производится. При снижении температуры воды от 440С до 420С суммарное время продолжительности перерыва за месяц, когда услуга полностью не оплачивается, равно 492 часа или 20.5 суток, при снижении температуры воды до 410С – 325 часов или 13.5 суток. Таким образом, настоящими Правилами установлено, что если в течение расчётного периода (за месяц) из крана поступала горячая вода с температурой не ниже 480С, оплата потреблённой горячей воды производится в полном объёме. Если суммарное время за расчётный период (месяц), когда температура горячей воды была в пределах 45 - 470С, составляет 492 часа или 20.5 суток, то оплата такой услуги не производится, если даже в оставшиеся дни месяца горячая вода соответствовала нормативам. При снижении температуры воды до 410С, если в оставшиеся дни, то есть 16.5 суток горячая вода соответствовала нормативам, то оплата такой услуги не производится. Если из крана в течение месяца поступала горячая вода с переменной температурой, то коэффициент снижения платы Ксн определится как: Ксн = 0.001[(∑τ47 – 8 ∑τ47/∑τ) + 2(∑τ44 – 8 ∑τ44/∑τ) + 3(∑τ41 – 8 ∑τ41/∑τ)] + 0.0015(∑τ40 – 8 ∑τ40/∑τ). После преобразований получаем: Ксн = (1 – 8/∑τ)[0.001( ∑τ47 + ∑τ44 +∑τ41) + 0.0015∑τ40] …..5 Здесь ∑τ = ∑τ47 + ∑τ44 + ∑τ41 + ∑τ40 ………………………6 Коэффициент снижения платы при отклонении температуры воздуха в жилом помещении от норматива Ксн определяется за каждый час отклонения температуры воздуха (суммарно за расчётный период) путём снижения на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из нормативов потребления (при отсутствии приборов учета), за каждый градус отклонения температуры: Ксн=0.0015 i (∑τ–24) …………………………7. Здесь i - индекс снижения температуры воздуха в жилом помещении. Если температура воздуха в квартире составляет 190С, а не 200С, как это установлено нормативами, то индекс снижения температуры равен 1, если температура воздуха в квартире составляет 180С, то индекс снижения равен 2 и т.д. ∑τ – время (в часах), в течение которого наблюдается температура воздуха в квартире ниже нормативной сверх установленного суммарного перерыва за расчётный период. Допустимая продолжительность отклонений температуры воздуха в помещении от норматива составляет 24 часа за расчётный период (месяц). Если коэффициент снижения платы окажется равным 1, оплата за отопление не производится. В этом проявляется сущность второго варианта последствий передачи товара, когда его недостатки относятся к числу существенных. Существенными считаются недостатки, которые не могут быть устранены, или для устранения которых требуются несоразмерные расходы либо затраты времени, или вновь проявляющиеся после их устранения, а также другие недостатки, в том числе и возможности использования товара по назначению. В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. Указанные нормы соотносятся со ст.475 ГК РФ, ст.503 ГК РФ, ст.18, ст.29 Закона о защите прав потребителей. Потребитель вправе расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора. В Гражданском кодексе содержится норма о сопряженности требований покупателя об устранении недостатков или о замене товара с характером товара или существом обязательства, вытекающего из договора купли-продажи. Так, коммунальные услуги, например, никакой замене вообще не подлежат. В соответствии с п.51, п.77 ″Правил″ потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустойки (штрафов, пеней) при непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества в порядке и случаях, предусмотренных федеральными законами и договором и в соответствии с законодательством о защите прав потребителей, а так же требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя (проживающих совместно с ним лиц) вследствие непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также морального вреда в порядке и размерах, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации. При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в предусмотренных договором следующих случаях: а) если суммарное время перерывов в предоставлении коммунальных услуг за расчетный период превышает допустимые перерывы в предоставлении коммунальных услуг, установленные в приложении N 1 к настоящим Правилам; б) если давление холодной или горячей воды, а также температура горячей воды в точке разбора не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации; г) если параметры напряжения и частоты в электрической сети в жилом помещении не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации; д) если температура воздуха в жилом помещении в многоквартирном доме (в том числе в отдельной комнате в квартире) или в жилом доме ниже значений, установленных законодательством Российской Федерации, более чем на величину допустимого отклонения температуры и если давление во внутридомовой системе отопления меньше значения, указанного в приложении N 1 к настоящим Правилам; е) если в аварийно-диспетчерской службе отсутствует регистрация сообщения потребителя о нарушении качества предоставления коммунальных услуг или их непредоставлении; ж) потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в других случаях, предусмотренных договором. В зависимости от оснований установления неустойки различается неустойка, предусмотренная в законе (законная неустойка) и в договоре (договорная неустойка). Неустойка, обязанность уплаты которой определена законом или иными нормативными актами называется законной неустойкой - Гражданский кодекс РФ ст. 330, ст.332. Исполнитель услуги ненадлежащего качества обязан в досудебном порядке выплатить её потребителю. В соответствии со ст.3 ГК РФ под упоминаемыми в Гражданском кодексе законами понимаются федеральные законы, поэтому законная неустойка устанавливается федеральными законами. Режим законной неустойки распространён не только в закон, но и в иные правовые нормативные акты, обязательные для сторон в соответствии со ст.3 ГК РФ, где установлено, что "в соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации". Законная неустойка обязательна для применения независимо от того, предусмотрели ли ее уплату стороны в своем соглашении. Непременным условием признания неустойки законной служит включение её в состав императивной (обязующей, повелительной) нормы. Размеры законной неустойки определены Законом о защите прав потребителей в Российской Федерации в ст.28.5: "В случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги). Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени). Неустойка (пеня) за нарушение сроков начала выполнения работы (оказания услуги), взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до начала выполнения работы (оказания услуги)". В Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам №307 от 23.05.2006 г. указанные сроки определены в часах. Не допускается соглашение сторон об уменьшении или отказе от законной неустойки. Такое условие договора с точки зрения закона является ничтожным, то есть незаконным. В соответствии с п.49 настоящих Правил исполнитель обязан производить по требованию потребителя сверку платы за коммунальные услуги и не позднее 3 рабочих дней выдавать документы, подтверждающие правильность начисления потребителю платежей с учетом соответствия качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям законодательства Российской Федерации, настоящим Правилам и договору, а также правильность начисления установленных федеральными законами и договором неустоек (штрафов, пеней). Сумма законной неустойки (Sзн) за расчётный период определяется как произведение коэффициента неустойки (Кн) на величину тарифа соответствующей коммунальной услуги (C). Sзн = Kн Сгвс. ……………………………… 8. Коэффициент неустойки рассчитывается по формуле: Кн = ∑τ 3% / 100 или Кн = 0.03∑τ …9. Здесь: ∑τ – время (в часах), в течение которого отсутствует коммунальная услуга надлежащего качества. В соответствии с ЖК РФ ст.155.1 и «Правил предоставления коммунальных услуг» №307 плата за жилищно-коммунальные услуги производится ежемесячно, то есть расчётный период для оплаты устанавливается в один календарный месяц. Поэтому и неустойка должна рассчитываться и выплачиваться потребителю также ежемесячно. Порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества настоящими Правилами устанавливается в п.64 – п.74. В случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую или иную службу исполнителя. Сообщение о непредоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид непредоставленной коммунальной услуги или предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. В случае разногласий приглашается представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Наряду с указанными лицами акт может быть подписан представителем государственной жилищной инспекции и представителем общественного объединения потребителей. В акте о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Датой начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается время подачи потребителем в аварийно-диспетчерскую службу заявки о факте непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором. Период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным со дня подписания потребителем (или его представителем) акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг, оформляемого в порядке, определенном пунктами 67 - 69 настоящих Правил. Маркуц Вениамин Михайлович
19.06 – 19.12. 2006 г. Эти положения с немногими отличиями сохраненеы в новых Правилах предоставления комунальных услуг май 2011г. читать далее |
|
|
|